Souvenirs-Online.ru
Логотип интернет-магазина Souvenirs-online.ru
+7 495 604 42 28
+7 968 893 70 57
Пункт выдачи в Москве
м.Комсомольская, Комсомольская площадь 3/30с3, оф 305
пн-пт 10-18, сб-вс вых
Доставим
по Москве 11.05.2023
отправим по России 11.05.2023

Хохлома - история развития до наших дней.

Искусство золотой росписи пошло на Руси с Нижегородской губернии,свое же название этот народный промысел получил от торгового села Хохлома, откуда расписная деревянная посуда отправлялась на ярмарки для продажи по всей России. Саму же расписную посуду создавали мастера сел и деревень по берегам рек Узол и Керженец.

В местных музеях можно увидеть деревянные изделия 15-17 веков, близкие по форме и фону раскраски (киноварь) к хохломским. Начиная с 17 века в промысел пришли иконописцы-старообрядцы, знавшие секреты росписи дерева под золото, что послужило толчком к появлению богато выглядевшей посуды для повседневного обихода. Основой для росписи под золото служил серебряный порошок, в общем-то, по тем временам тоже недешевый материал, и золотой фон в посуде этого времени явление не слишком частое. К концу 18 века хохломской росписью занимались уже жители нескольких десятков деревень и сел, самое крупное из которых называлось Бездели (Новопокровское). В начале 19 века хохломские мастера сообразили, как использовать в росписи олово вместо дорогого серебра, и к этому периоду относится становление хохломской росписи в том виде, в котором мы ее знаем. С этого времени тонким слоем металла покрывалась уже вся поверхность посуды, а не только отдельные участки, в орнаменте закрепилась основная гамма цветов росписи – красный, черный, золотой. Сам орнамент стал плоским, мастера отказались от придания объемности изображению с помощью белил, золотистый цвет стал превалирующим в изображении на хохломских изделиях. К 19 веку относится и формирование основных элементов орнамента росписи – «травка» и «кудрина», причем рисунки, выполненные в технике «кудрина», исполнялись в то время значительно реже травного письма. Это связанно с гораздо большей трудоемкостью такой техники.

Ассортимент изделий хохломских мастеров значительно расширяется во второй половине-конце 19 века. Становится больше росписи в технике «кудрина», появляются огромные расписные «артельные» блюда, солонки, совки для муки, расписные дуги, лукошки, поставцы. В это же время промысел приобретает черты мануфактурного производства, появляется разделение труда. Одни деревни специализировались на заготовке древесины, другие изготавливали саму посуду, третьи занимались росписью. Интересно, что в связи с большим спросом на расписные деревянные ложки некоторые деревни целиком занимались только их изготовлением.

В начале двадцатого века промысел начинает угасать – деревянную расписную посуду вытесняет с рынков посуда фабричного производства, к тому же на развитии промысла сильно сказались японская и первая мировая войны. С началом советской власти, и в частности, с приходом НЭПа промысел стал понемногу оживать, организовывались кооперативные артели, семейные мастерские. Развитие опять прервала война, на этот раз Великая Отечественная. Многие мастера не вернулись с фронта, и в послевоенные годы главным для развития промысла стало обучение мастерству новых кадров, восстановление традиций хохломской росписи.

В 50-х годах появляются новые мотивы орнамента – колосья, грозди винограда, различные плоды, символизирующие достаток и изобилие, которых так не хватало в трудное послевоенное время. В этот же период появляются сувенирные изделия, изделия для украшения интерьеров. Изделия с хохломской росписью постепенно переходят из разряда сугубо утилитарных вещей в разряд сувенирной продукции, коллекционных изделий, в разряд продукции, что называется, «для души».

В настоящее время изделия хохломского промысла изготавливаются именно как сувенирная продукция, и хохломская роспись – обязательная составляющая национального имиджа России для туристов, наряду с матрешкой, балалайкой и медведем.


Дата добавления статьи

Дата обновления статьи